Церковная традиция
Владимир-Василий, разрушил изображения языческих божеств и соорудил Десятинную церковь (одну из многих). Тем самым «Свет победил Тьму и Бог — Диавола». Другая группа сравнений возводит Владимира в ранг «апостола среди князей». Примечательно, пишет Г.Подскальский, что в византийской агиографии титул 13-го апостола был впервые применен по отношению к Константину Великому.
Теперь Владимир как бы приравнивался к этому императору, как, впрочем, и до и после него другие правители и короли, христианизировавшие свой народ, — такова церковная традиция. Теперь Владимир как бы приравнивался к этому императору, как, впрочем, и до и после него другие правители и короли, христианизировавшие свой народ, — такова церковная традиция. Те эпитеты, которые в свое время возвышали императрицу Елену и ее сына императора Константина, древнерусский агиографи теперь распространял на Великого князя Владимира и его бабку Великую княгиню Ольгу.
Восхваляя щедрость и миссионерскую деятельность князя Владимира, Иаков в третьей части посвященного ему Жития — «Древнее житие» — ставит Владимира в один ряд с ветхозаветными царями, которые достигли святости благодаря своим «деяниям», соблюдению «божественных установлений». Последнее важно, считает Подскальский, так как может служить свидетельством того, что памятник возникает перед канонизацией. В словах агиографа ощутима аллюзия на цитату из Иоанна Хризостома: не следует удивляться отсутствию чудес у гроба князя Владимира ведь святым человека делают его деяния, а Владимир поблс своего обращения являет пример святости. Из многочисленных походов князя агиограф выделяет прежде всего походы против хазар, потому что они привели в ходе борьбы за Херсонес к принятию христианства и бракосочетанию с сестрой византийского императора.
Добавить комментарий